Публикации об экспедиции (ненаучные)
 
[если тексты отображаются на зеленом фоне, нажмите Ctrl и кнопку "+" или Ctrl и кнопку "-"]
 
Фольклор одного села [опубликовано в газете "Ульяновск сегодня", №78, от 31 августа 2012]

В августе в нашем регионе состоялась фольклорно-этнографическая экспедиция, организованная силами сотрудников областного Центра народной культуры и Лаборатории традиционной культуры УлГПУ (руководители - Павел Половов и Евгений Сафронов). Участники поездки поставили перед собой достаточно необычную задачу: создать «культурную медиакарту» одного из сел Инзенского района. Другими словами, все записанные «сказки-песни-тосты» должны были получить определенную «прописку» в пространстве конкретного села, а затем размещены на специально созданном сайте – с максимальным использованием современных медиавозможностей (адрес веб-ресурса: http://korgevka.ucoz.ru).
.
Больница «от австрийцев»
В качестве базы нами была выбрана Коржевка – село, чей возраст вполне сопоставим со временем существования Симбирска. Мы разместились в местной больнице, которая была построена еще до революции.
- Вообще, есть две версии строительства больницы: согласно одной из них, это здание строилось в 1916 году пленными австрийцами. Ноя обнаружил документы, в которых указывается, что она была построена еще до первой мировой войны. Так что это тоже своеобразный фольклор! – рассказывает замглавврача Алексей Хорин.
Именно с больницы начались наши первые шаги по освоению «культурного пространства» Коржевки: как оказалось, недалеко от нее располагаются другие значимые для сельчан объекты – например, кладбище и строящаяся церковь.

От Скачишки до Налётки
Для любого приезжего человека (того самого, для которого Коржевка – всего лишь одно из многих поселений) сельское пространство является «мертвой», ничего не значащей совокупностью домов, улиц, родников и т.п. Совсем иным смыслом эти же места наполнены для того, кто здесь родился и вырос. Приобщиться к этому ощущению «родного пространства» можно прежде всего через местные (неофициальные) названия улиц.
- Например, у нас есть Задуваловка – эту улицу так назвали потому, что там зимой часто бывали метели. Есть также улица Скачишка – там раньше устраивали скачки на лошадях; а вот на Налетку старались лишний раз не заходить: там парни были больно драчливые, «налетали» на всех, – поясняет учительница местной школы Зинаида Морозова, одна из лучших наших рассказчиц.
Именно ее мы попросили стать нашим «гидом» по Коржевке – и нисколько об этом не пожалели! Санюшин пчельник, Чикмариха, Углов овраг, родники Зайчик и Центральный, Девичья поляна – каждое из этих названий значимо для любого «коржемана» (так иногда называют местных жители соседних сел) и нередко сопровождается своей «историей места».
К примеру, на Девичью поляну раньше ходили на Троицу и «весну провожать» (на Заговенье): именно там девушки пели «протяжные» песни и плели венки, которые на следующий день бросали в Суру, чтобы погадать о будущем. Кстати, в этой экспедиции нам удалось записать троичную песню – ею сопровождалось гадание «на венках». Фиксация варианта этой довольно известной песни – большая удача, поскольку в наше время подобные тексты фактически забыты.

Елочка на свадьбу
Если вы думаете, что наряжать елочку можно только на Новый год, то вы заблуждаетесь. Раньше в Коржевке украшенная лентами елочка («сосенка») была непременным атрибутом любой свадьбы. Праздничное деревце обычно приносила с собой сваха – об этом сообщают почти все наши рассказчики. А вот что касается того этапа свадьбы, во время которого производились манипуляции с елочкой, то здесь сведения варьируются: одни говорят, что ее приносили во время выкупа невесты, другие – о том, что деревце с лентами использовали на второй день, когда «ходили наряженными».
Кстати, рядились на коржевскую свадьбу в самых различных персонажей: были и пастух, и цыганка, и милиционер, и врач. Одна из наших собеседниц поведала в связи с этим такую историю:
- Была свадьба, а у нас тут одна любила чудить. Так она разделась догола, легла на стол, а «врач» из ряженых давай ее лечить!
Таскали ее на носилках из избы в избу. А затем уж после свадьбы сын ее спрашивает: «Мам, ты что же позоришь-то нас?». А она ему: «Я этой свадьбы ждала 20 лет! На такой праздник – все можно!».

Жалобы покойников
В Коржевке были записаны и различные рассказы о контакте с «иным миром». Чаще всего с умершими встречаются во сне, но бывают и контакты «наяву». К примеру, одна из жительниц Коржевки так сильно переживала по умершему мужу, что он стал являться ей «как живой», обедать с ней и даже – помогать по хозяйству. Ей посоветовали положить повсюду в доме кусочки ладана, чтобы «отвадить его», – «так он что: в печную трубу стал залазить!». По рассказам, умерший муж приходил до тех пор, пока не свел женщину с ума.
Будучи на местном кладбище, я обратил внимание, что на некоторых могилах дверцы в оградках полуоткрыты. Оказалось, что коржевцы не закрывают их специально.
- Одной приснилась умершая мать, говорит: «Что же вы все позакрывали? Я выйти не могу!».
Любопытно, что в Коржевке было принято на сорок дней после смерти подавать «тайну милостыньку»: вечером родственники умершего подкладывали своим соседям или односельчанам – «из тех, что победнее» – дрова, «жердочку» или же запускали им в огород курицу. По поверьям, поданная за покойника жердочка помогала ему перейти на «том свете» через некую реку.
- Снилось кому-то, что вот не подали жердь-то – и покойник никак не может эту реку перешагнуть! – говорит одна из наших собеседниц.
Трогателен и рассказ о том, что уехавшая односельчанка, которая умерла на чужбине, попросила во сне свою родственницу привезти ей на могилу горсть коржевской земли: «Анастасия Ивановна там, в Москве, умирает, и Валентина Васильевна видит сон: пришла мать и говорит: «Дочка, съезди в Коржевку, привези мне оттуда землицы!». И она приезжала сюда, брала отсюда землю…».
На мой взгляд, последний пример – прекрасная иллюстрация того, что выше было названо «ощущением родного пространства».
Окружение Коржевки
Не менее интересны и соседние села: мы успели побывать во время экспедиции в Чамзинке, Новосурске и Коноплянке.
В Коноплянке до сих пор рассказывают о затонувшем древнем городе Тальске (по другим версиям – поселке Краснотальском). На большие праздники, как уверяют жители, на месте бывшего поселения можно услышать колокольный звон, будто бы исходящий из-под земли.
Недалеко от Коноплянки в лесу располагается родник, в котором когда-то явилась икона святой Параскевы Пятницы. Еще несколько лет назад местные бабушки совершали туда крёстный ход на 9-ю пятницу после Пасхи; теперь же дорога туда совсем заросла…
А вот в соседнем Новосурске, как мы уже упоминали, нами была сделана запись варианта троичной песни, которая пелась при гадании на венках. Приведу только небольшой фрагмент из данного текста:
Как на этой на долинке,
На широкой луговинке,
На мягкой траве на лазоревой.
Там девчонки собирались,
На лугах цветочки они рвали -
Из разных цветов, из разных
цветов.
На венках девки гадали,
Венки в речку они
побросали…
Участники экспедиции выражают искреннюю благодарность главе администрации Инзенского района Александру Яшину, а также его заместителю – Алексею Филатову за активное содействие в организации поездки. Кроме того, мы глубоко признательны руководству Коржевской участковой больницы за гостеприимство.
 
..............................................................................................................................................................................................................
 
В Ульяновской области проводится работа по сохранению и изучению народных традиций [опубликовано на сайте Заксобрания Ульяновской области]
 
Во второй половине августа в Ульяновской области состоялась фольклорно-этнографическая экспедиция, организованная силами сотрудников областного Центра народной культуры и Лаборатории традиционной культуры Ульяновского государственного педагогического университеты (руководители - Павел Половов и Евгений Сафронов).
Участники поездки поставили перед собой задачу создать «культурную медиа-карту» села Коржевка Инзенского района: приурочить записанные тексты к конкретным людям-рассказчикам и пространству села. За время экспедиции было записано немало песен, частушек, рассказов о свадебном и похоронном обрядах, текстов несказочной прозы, воспоминаний о жизни Коржевки. Многие из этих материалов предполагается разместить на специально созданном сайте.
В работе экспедиции приняли участие кандидат филологических наук Валерия Колосова (Европейский университет, Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург) соискатель Института лингвистических исследований Российской академии наук Кира Коваленко (Санкт-Петербург), магистрант Ульяновского государственного педагогического университета Анна Калашникова, музыкант, член клуба рукопашного боя «Симбирская буза» Кирилл Кологреев, выпускник Саратовской государственной консерватории им. Собинова, руководитель ансамбля народной песни «Отрада» Александр Михайлов. Кроме того, в работе экспедиции принял участие сотрудник пресс-службы Законодательного Собрания Андрей Цухлов.
В ходе экспедиции ее участникам была показана экспозиция краеведческого школьного музея, в котором широко представлены документы и предметы быта, связанные с историей села Коржевка. Учитель Коржевской школы Зинаида Морозова, проработавшая здесь не один десяток лет, подробно рассказала об экспонатах, которые находят и приносят в музей как учителя, так и ученики. Зинаида Ивановна выразила признательность Председателю Законодательного Собрания Борису Зотову за поддержку краеведческой работы в школе Коржевки. В частности, одним из экспонатов стала подаренная музею фотолетопись «Ульяновцы: путь к Победе», которая была издана при содействии регионального парламента. Председатель Законодательного Собрания неоднократно подчеркивал, что изучение и сохранение традиционной культуры является важнейшим элементом воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Создание и развитие школьных краеведческих музеев – значимый элемент этой работы. Фольклористы выражают искреннюю благодарность главе администрации Инзенского района Александру Яшину, а также его заместителю - Алексею Филатову за активное содействие в организации поездки. Также участники экспедиции благодарны руководству Коржевской участковой больницы за гостеприимство.
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0